» » ѕравославные праздники 15 декабр€ 2017 года: церковные праздники сегодн€

ѕравославные праздники 15 декабр€ 2017 года: церковные праздники сегодн€

7-12-2017, 18:36

ѕравославные праздники 7 декабр€ 2017 года: церковные праздники сегодн€
—егодн€ церковь совершает празднование в честь апостола »акова, брата √осподн€ по плоти†(около†63 года); св€тител€ »гнати€, патриарха  онстантинопольского†(877-878 годы); преподобного ≈лисе€ Ћавришевского (около†1250 года).

¬ этот день вспоминают перенесение мощей†праведного »акова Ѕоровичского, Ќовгородского чудотворца†(1544 год); отмечают пам€ть св€щенномучеников Ќикола€ јгафоникова,†¬ладимира јмбарцумова, јлександра —оловьЄва, Ќикола€ јрхангельского, ≈милиана √ончарова и —озонта –ешетилова, пресвитеров (1937 год); пам€ть преподобномученицы ≈вфросинии “имофеевой, послушницы (1942 год).

5 но€бр€ 2017 года Ц †день пам€ти† апостола »акова, брата √осподн€ по плоти

јпостол ѕавел в послании к √алатам пишет, что вместе с апостолом ѕетром почитались столпами ÷еркви и апостолы »аков и »оанн. —в€той »аков был сыном »осифа ќбручника от его первой жены и потому в ≈вангелии называетс€ братом √осподним. —огласно преданию, √осподь »исус ’ристос €вилс€ ему после —воего воскресени€ и поставил его епископом »ерусалимской церкви. “аким образом, на долю апостола »акова выпала особенна€ де€тельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и св€щеннодействовал в »ерусалиме, имеющем столь важное значение дл€ христианского мира.  ак глава »ерусалимской церкви, он председательствовал на јпостольском соборе в »ерусалиме в 51 году. √олос его здесь фактически был решающим, и предложение, сделанное им, стало резолюцией јпостольского собора (ƒе€н., 15 глава). Ёто обсто€тельство имеет важное значение, ввиду прит€заний католиков возвысить апостола ѕетра на степень главы ÷еркви дл€ того, чтобы затем утвердить это главенство за –имским папой.

«начение апостола »акова еще более укрепл€ла его подвижническа€ жизнь. ќн был строгий девственник, не пил ни вина, ни других спиртных напитков, воздерживалс€ от м€са, носил одежду только льн€ную. »мел он обыкновение уедин€тьс€ дл€ молитвы в храме и там коленопреклонно молилс€ о своем народе. ќн так часто простиралс€ на землю в молитве, что кожа на колен€х его огрубела.
—лужение апостола »акова было трудное: среди множества самых €рых врагов христианства. Ќо он поступал с таким благоразумием и справедливостью, что его уважали не только христиане, но и иудеи, и называли опорой народа и праведником.
ѕребыва€ в должности »ерусалимского епископа около 30 лет, он распространил и утвердил св€тую веру в »ерусалиме и во всей ѕалестине.  огда апостол ѕавел в последнее свое путешествие посетил апостола »акова, то в то врем€ собрались к нему пресвитеры, и об успехах христианской проповеди среди евреев передали ему следующими словами: Ђ¬идишь, брат, сколько тыс€ч уверовавших »удеев, и все они ревнители законаї (ƒе€н. 21, 20). ћногие из евреев обращались к ÷еркви по одному доверию к слову праведника.

¬ид€ такое вли€ние апостола, иудейские начальники стали опасатьс€, как бы весь народ не обратилс€ ко ’ристу, и решили воспользоватьс€ промежутком времени между отъездом прокурора ‘еста и прибытием на его место јльбина (62 г. после –. X. ) дл€ того, чтобы или склонить »акова к отречению от ’риста, или умертвить его.
ѕервосв€щенником в это врем€ был безбожный саддукей јнан. ѕри большом стечении народа апостола ввели на портик храма, и после нескольких льстивых слов пренебрежительно спросили: Ђ—кажи нам о расп€том?ї Ч Ђ¬ы спрашиваете мен€ об »исусе? Ч громко сказал праведник. Ч ќн сидит на Ќебесах одесную ¬севышней силы и снова придет на облаках небесныхї. ¬ толпе оказалось много христиан, которые радостно воскликнули: Ђќсанна —ыну ƒавидову!ї ѕерво-св€щенники же и книжники закричали: Ђќ, и сам праведник в заблуждении!ї и сбросили его на землю. »аков мог еще подн€тьс€ на колени и сказал: Ђ√осподи, прости их! ќни не ведают, что твор€тї. Ђѕобьем его камн€миї, Ч закричали его враги. ќдин св€щенник из племени –ихава (они не пили вина, жили в палатках, не се€ли ни пшеницы, ни винограда) начал уговаривать их: Ђ„то вы делаете? ¬идите, праведник за вас молитс€ї. Ќо в эту минуту один изувер, по ремеслу суконщик, ударил своим вальком апостола по голове и умертвил его. ¬месте с ним было умерщвлено много христиан.

»удейский историк »осиф ‘лавий, перечисл€€ причины падени€ »ерусалима, говорит, что √осподь, наказал евреев, между прочим, за убиение праведного »акова. јпостол »аков незадолго до своей смерти написал соборное послание. √лавна€ цель послани€ Ч утешить и укрепить обращенных к вере иудеев в страдани€х, которые предсто€ли им, и предостеречь их от заблуждени€, будто бы одна вера может спасти человека. —в€той јпостол объ€сн€ет, что вера, не сопровождаема€ добрыми делами, Ч мертва и не приводит ко спасению. ÷ерковное предание приписывает апостолу »акову составление древнейшего чина Ѕожественной литургии.

5 но€бр€ 2017 года Ц день пам€ти св€тител€ »гнати€, патриарха  онстантинопольского

—в€титель »гнатий, ѕатриарх  онстантинопольский (847-857; 867-877), в миру Ќикита, происходил из царского рода.  огда его отец, император ћихаил I (811-813), был свергнут с императорского престола Ћьвом јрм€нином (813-820), 15-летнего отрока »гнати€ заключили в монастырь. ∆изнь в монастыре укрепила св€того »гнати€ в вере и благочестии. —коро он был поставлен игуменом обители, а позже избран ѕатриархом  онстантинопольским.

»мператор ћихаил III (855-867) был еще малолетним, и страной управл€л его д€д€ Ч ¬арда, человек неблагочестивый и порочный. —в€той ѕатриарх увещал ¬арду оставить греховную жизнь и смело обличал его беззакони€.  огда ¬арда хотел заставить св€тител€ постричь в монахини св€тую царицу ‘еодору (мать императора), чтобы удалить ее от управлени€ государством, то св€той ѕатриарх »гнатий не только не согласилс€ на это, но даже всенародно отлучил ¬арду от ѕричасти€. ѕ€тнадцать дней мучили св€того ѕатриарха, заставл€€ отречьс€ от сана, затем отправили в ссылку.  огда к власти пришел новый император, св€титель »гнатий был вызван из заточени€ и еще 10 лет был ѕатриархом. —кончалс€ он в 877 году, в монастыре.

5 но€бр€ 2017 года Ц день пам€ти преподобного ≈лисе€ Ћавришевского

јрхимандрит Ќиколай в Ђ»сторико-статистическом описании ћинской епархии сообщает, что под Ќовогрудком Ђв том месте, где ныне Ћавришевска€ приходска€ ”спенска€ церковьї, был мужской монастырь, основанный около 1225 года ≈лисеем. ќн говорит также о том, что согласно существовавшему жизнеописанию св€того на слав€нском €зыке, ≈лисей был сыном кн€з€ “ройната, занимал высокую должность при дворе кн€з€ ћиндовга. —тав христианином, он оставил двор и удалилс€ в пустынь, где его нашел некий православный монах, вкупе с которым ≈лисей основал лавру. ¬ числе ее братии был и кн€зь ¬ойшелк, живший, впрочем, в особом месте. ≈лисей был убит своим питомцем, юношей-слугой в ночь на 23 окт€бр€ около 1250 года.

ѕосле кончины мощи преподобного были прославлены чудотворени€ми. ≈ще в древнем сказании говорилось о некоем бесноватом, исцеленном после того, как он случайно коснулс€ мощей св€того ≈лисе€.
ќколо 1505 года, когда татары, опустошившие околицы Ќовогрудка, приблизились к Ћавришевскому монастырю, √осподь вновь €вил чудо через своего угодника: татарам показалось, что монастырский двор заполнен отборной конницей, и они в страхе бежали.
Ёто чудо, веро€тно, послужило поводом дл€ канонизации преподобного ≈лисе€ митрополитом »осифом —олтаном на соборе, состо€вшемс€ в ¬ильно(?) в 1514 году. ћощи св€того, прежде почивавшие открыто, во врем€ какой-то из войн были сокрыты в землю и после того, как монастырь был сожжен, уже не найдены. „тилась ли пам€ть св€того преподобного ≈лисе€ лишь местно или было установлено общее празднование Ч неизвестно.

5 но€бр€ 2017 года Ц воспоминание перенесени€ мощей†праведного »акова Ѕоровичского, Ќовгородского чудотворца

ќ про≠ис≠хож≠де≠нии бла≠жен≠но≠го »а≠ко≠ва, жиз≠ни его и кон≠чине его нет до≠сто≠вер≠ных све≠де≠ний. ѕо мест≠но≠му пре≠да≠нию, он в от≠ро≠че≠стве при≠н€л на се≠б€ су≠ро≠вый по≠двиг юрод≠ства ’ри≠ста ра≠ди. ѕо цер≠ков≠ным пес≠но≠пе≠ни≠€м, св€≠той »а≠ков Ђот мла≠ден≠ства Ѕо≠гу при≠ле≠пи≠вс€, “о≠го сто≠пам по≠сле≠до≠валї, по≠бе≠дил Ђплот≠ски€ стра≠сти воз≠дер≠жа≠ни≠емї, Ђбла≠го≠дать ду≠хов≠ную вос≠при≠€лї, сво≠им Ђже≠сто≠ким жи≠ти≠ем на зем≠ли јн≠ге≠лы уди≠ви, де≠мо≠ны же устра≠ши и че≠ло≠ве≠ки про≠све≠тиї и Ђныне на небе≠сех пред≠сто€ всех ÷а≠рю ’ри≠стуї.
ѕро≠сла≠вил √ос≠подь св€≠то≠го по≠движ≠ни≠ка по≠сле кон≠чи≠ны. ¬ 1540 го≠ду, на тре≠тий день ѕас≠хи, к се≠ле≠нию Ѕо≠ро≠ви≠чи (в Ќов≠го≠род≠ской об≠ла≠сти) по ре≠ке ћсте про≠тив те≠че≠ни€ при≠плы≠ла боль≠ша€ льди≠на, на ко≠то≠рой сто≠€л гроб (ду≠бо≠ва€ ко≠ло≠да) без крыш≠ки, а в нем ле≠жа≠ло те≠ло юно≠ши. Ѕо≠€сь от≠вет≠ствен≠но≠сти, кре≠сть€не ше≠ста≠ми от≠толк≠ну≠ли льди≠ну к се≠ре≠дине ре≠ки, но она воз≠вра≠ти≠лась к бе≠ре≠гу. “ак по≠вто≠р€≠лось три≠жды. Ќо≠чью ста≠рей≠ши≠нам се≠ла €вил≠с€ во сне юно≠ша, ви≠ден≠ный ими на льдине, и ска≠зал: Ђя та≠кой же хри≠сти≠а≠нин, как и вы. Ќе го≠ни≠те ме≠н€. ћое им€ »а≠ков, € по≠лу≠чил им€ в честь св€≠то≠го »а≠ко≠ва, бра≠та √ос≠под≠н€ї.

ћо≠щи св€≠то≠го от≠ро≠ка бы≠ли сна≠ча≠ла по≠ме≠ще≠ны в ча≠совне, а в 1544 го≠ду пе≠ре≠не≠се≠ны в —в€≠то≠ду≠хов≠ской храм. “о≠гда же бы≠ло уста≠нов≠ле≠но ему празд≠но≠ва≠ние. √ос≠подь, про≠слав≠л€€ —во≠е≠го угод≠ни≠ка, да≠ро≠вал мо≠щам св€≠то≠го »а≠ко≠ва це≠ли≠тель≠ную си≠лу. ѕо≠ли≠е≠лей≠ное празд≠но≠ва≠ние уста≠нов≠ле≠но с 1572 го≠да. ¬ Ђ»ко≠но≠пис≠ном под≠лин≠ни≠кеї о св€≠том »а≠ко≠ве ска≠за≠но: Ђѕо≠до≠би≠ем млад, наг, пре≠по≠€≠сан пла≠томї. ¬ 1657 го≠ду пат≠ри≠арх Ќи≠кон часть мо≠щей св€≠то≠го пе≠ре≠вез на ¬ал≠дай, в »вер≠скую оби≠тель. „асть св€≠тых мо≠щей оста≠лась в ƒу≠хо≠вом Ѕо≠ро≠вич≠ском мо≠на≠сты≠ре (Ќов≠го≠род≠ской епар≠хии), дру≠га€ хра≠ни≠лась в јв≠ра≠ами≠е≠вом ски≠те (быв≠шей ‘ин≠л€нд≠ской епар≠хии). ѕа≠м€ть пре≠по≠доб≠но≠го »а≠ко≠ва со≠вер≠ша≠ет≠с€ два ра≠за в год: 22 ма€/4 июн€ и в день пе≠ре≠не≠се≠ни€ чест≠ных его мо≠щей 23 ок≠т€б≠р€/5 но≠€б≠р€.